Муранское стекло в XV веке

Первые выдувные изделия из стекла по сути носили утилитарный характер, как это видно из документов того времени (исторических и иконографических источников), и очень мало о стекле там говорилось. В пятнадцатом веке, мастерство стеклоделия в Венеции перестает быть лишь утилитарным ремеслом, выдувное стекло становится предметом художественного самовыражения. Появляется во второй половине пятнадцатого века, первое муранское стекло "кристалл", на котором художники по росписи на стекле, используя цветные глазури, изображают триумфальные аллегорические сцены, расписывают стекло цветами, фруктами, изображением мифических персонажей, повторяя мотивы картин и гравюр.

Даже для форм своих стеклянных изделий стеклодувы находят вдохновение в формах сосудов, чаш, и блюд, которые в то время делались из золота и серебра. Авторство стекла, названного «кристально прозрачным», в связи с тем, что оно было очень чистым, приписывается известному стеклоделу Анжело Баровьеру Angelo Barovier (1405-1460), потомку династии стеклодувов, которая будет продолжать свое дело в течение последующих веков. По началу основания (ножки) этих изделий исполнялось в цвете и были прозрачными. Но к концу пятнадцатого века муранское стекло все чаще делается прозрачным и бесцветным, по существу, как и сам горный хрусталь. Прозрачность ножек (оснований) этих сосудов не гармонирует с его богатой росписью и тяжелыми непрозрачными глазурями всего остального сосуда, поэтому постепенно декоративные мотивы становятся легче и проще. И наконец остаются лишь простые полоски эмали и золотые точки, которые часто группируют в розетки и располагают вдоль краев изделий или свободно рисуются простые полукруги. Таким образом производтво муранского стекла продолжается и в первой четверти 16 века, века в котором мы увидим триумф простого прозрачного стекла и развитие новых декоративных приемов.

Муранское стекло в XVI веке

В этом столетии, муранские мастера стеклодувы предпочитали производство прозрачного бесцветного стекла, которое затем украшалось, используя различные методы.

Также в 16 веке было относительно популярно непрозрачное, матовое стекло (по-итальянски "lattimo"), которое покрывалось горячей эмалью, или же, чаще всего использовались длинные, тонкие стеклянные непрозрачные или цветные нити, которые разными способами вводили в массу прозрачного стекла.

Таким образом, была создана муранская стеклянная филигрань - один из наиболее необычных видов стекла, который изобрели мастера стеклодувы во время эпохи Возрождения.

Другой тип художественного оформления муранского стекла выполнялся с помощью острого инструмента с кремневым или алмазным наконечником. Где на стекло сначала наносился рисунок, а затем линии рисунка процарапывались на поверхности стекла. Этот тип художественного оформления стекла, основателем которого приблизительно в 1534, считается Винченцо ди Анджело Дал Голло, использовался для того, чтобы тонко и изящно изобразить на поверхности стекла цветы и животных, и таким образом казалось, что стекло как будто покрыто тонким кружевом.

Другим типичным видом муранского стекла 16-ого века стало стекло, называемое "ghiaccio", дословно «ледяное стекло», или кракелированное стекло или кракле, для которого была характерна грубая, как будто растрескавшаяся, полупрозрачная поверхность, которая предавала стеклу матовый и похожий на лед вид.

Следующим видом отделки муранского стекла было возвращение окраски стекла, которая характеризовалась тем, что краска "a freddo" наносилась на обратную сторону стекла, таким образом эффективно обыгрывалась прозрачность стекла. Изображение предметов муранского стекла этого вида можно найти на картинах знаменитых итальянских художников, таких как Раффаэлло Санти и Франческо Приматиччо.

К концу столетия, в муранском стекле появились элементы, имеющие форму пера, где в стеклянную гирлянду, имеющую форму пера впекались тонкие непрозрачные нити из стекла lattimo, посредством использования специального инструмента.

Во второй половине шестнадцатого века, муранские мастера постепенно оставляли предыдущую простоту и практичность предметов, и переходили к более сложным композициям из стекла, добавляя более причудливые элементы, работая щипцами, которые стали все больше использоваться в следующем веке.

В 16-ом веке слава муранского стекла распространилась по всей Европе и началась миграция высококлассных мастеров стеклоделов. Они работали, прежде всего, в Нидерландах, Германии, Англии и Испании.

Муранское стекло в XVII веке

Семнадцатый век известен не конкретными техническими инновациями в искусстве муранского стекла, но с точки зрения формы изделий, это было столетие стекла «а-ля facon de Venise», производимого за рубежом и имитирующего муранское стекло. Стеклянные изделия, изготавливаемые заграницей, выполнялиись либо местными стеклоделами либо, чаще всего, мастерами, которые мигрировали в данную местность из Мурано.

Чтобы угодить местным вкусам, они подчеркивали посредством цвета причудливые декоративные мотивы и формы, которые понемногу начали появляться в предыдущем столетии.

Примером могут служить стеклянные кубки, часто называемые «крылатыми» благодаря декоративным элементам, которые украшали основной ствол кубка.

Семнадцатый век был веком массовой миграции муранских мастеров по стеклу, чье присутствие было отмечено в Антверпене, Льеже, Брюсселе, Амстердаме, Стокгольме, Копенгагене, Берлине, Мюнхене, Кельне, Лондоне и Париже. Эта миграция была скорее вынужденной и связанна с бедностью, вызванной ужесточением местных республиканских законов, налогаемых на граждан, которые вели к их обнищанию и вынуждали муранских мастеров иммигрировать в вышеупомятуные города, а не ради соблазна получения более высоких доходов, как можно было бы подумать.

В последней четверти этого века 17 века обнаруживались очевидные первые признаки упадка в искусстве создания муранского стекла даже при том, что высококвалифицированных мастеров стеклодувов было достаточно много.

Постепенно становилось все более и более популярным на рынке богемское стекло. Производство богемского стекла началось в Чехии в 70-ых - 80-ых годах 17 века.

Богемское стекло более прочное и тяжелое, чем муранское стекло, и оно больше подходило для глубокой гравировки по стеклу посредством металлических колесиков, а не тонких алмазных наконечников.

В последние годы 17 века, мастера стеклоделы в Венеции стали имитировать гравировку стекла богемских мастеров с помощью металлических дисков.

Несмотря на это, 17 век стал периодом, когда Венецианское стекло достигло пика своей известности.

Продолжение следует...